среда, 18 июля 2018 г.

80 лет Полу Верховену

В честь юбилея главного идеолога Робокопа я решил вспомнить его картины, которые так или иначе повлияли на сценарий нашего любимого фильма.
В 1985 году, когда Пол Верховен согласился снимать Робокопа, он предложил сценаристам Эдварду Ноймайеру и Майклу Майнеру посмотреть его фильмы, и написать новый сценарий на основе их сюжета и персонажей, так, чтобы это было больше похоже на его творчество.

Турецкие Наслаждения (1973)
Картину часто называют лучшим голландским фильмом. Роман двух хиппи разворачивался в буржуазных Нидерландах 1970-х с их лицемерием и консерватизмом. Чувствуя, что их время уходит, прекрасные бунтари пытались натрахаться вдосталь и никак не могли. Нервический смех, спонтанные праздники и танцы на улицах — «Наслаждения» насыщены красками, как картины голландских мастеров живописи. Поэзия и физиологизм сошлись в фильме, не мешая друг другу. В Штатах картину прокатывали в порнографических кинотеатрах, но за провокацией нельзя было не заметить трагедию любви, достойную античных сюжетов, где Орфей не мог спасти свою Эвридику.
В фильме есть сцена, где главный герой после секса в машине случайно прищемил свой член молнией и долго не мог его высвободить (причём это был не муляж). Также на авторов Робокопа повлияла сцена, в которой тесть Эрика умирает от страшной болезни — лежа в неком саркофаге, он выглядит, словно труп, и с него стекает жидкость. Вскоре он умирает, наставляя Эрика беречь Ольгу.

Китти-Вертихвостка (1975)
В основе фильма лежит автобиографическая история Китти Ниил Дофф, которая за это произведение была выдвинута на Нобелевскую и Гонкуровскую премии.
1881 год. Долгая депрессия в самом разгаре. Рабочий класс продолжает пребывать в тотальной нищете, поэтому люди хватаются за любые возможности заработка, дабы просто не умереть от голода. Чтобы заработать деньги для своей семьи, деревенская девушка стала заниматься проституцией в Амстердаме. Обладая сильным характером, она пробивается в избранные слои общества.
Картина не имела успеха, но зато режиссер продемонстрировал, что не боится работать с историческим материалом и использовать разные интонации — как черной комедии, так и классической социальной драмы. Снятый в мрачных, темных тонах фильм о бедняках, по которым прокатился каток индустриальной революции, смотрелся почти как манифест в защиту социализма. Заявление, сделанное в смутные «свинцовые годы» Европы, сотрясаемой уличными войнами между ультралевыми, ультраправыми (в Италии) и спецслужбами.
Первоначально работая над сценарием Робокопа, Ноймайер определил местом действия Детройт, как символ американской промышленности, а самого киборга ассоциировал с автомобилем, произведённом в этом городе. Это никак не было связано с криминальной обстановкой и последствиями экономических кризисов 1973 и 1979 годов, вследствие которых Детройт потерпел полный крах. После просмотра этого фильма Майклу Майнеру пришла идея отразить все эти темы в Робокопе.

Оранжевый Солдат (1977)
Фильм о Второй Мировой получился совсем не Верховенский в плане повествования (повлиял провал предыдущего фильма), но подача была довольно необычной: фильм начинается хроникой 1945 года, в которую был вмонтирован Рудгер Хауэр, а в конце фильма данные события были показаны уже натурально - то есть были воссозданы специально для фильма. В полной версии фильма хроника перебивает повествование каждые 15-20 минут, и эта полная версия на удивление выходила только в США, именно её и посмотрели Ноймайер и Майнер, решив то же самое сделать в Робокопе. Верховен также рассказал, что сильно впечатлён американским телевидением, и что хорошо будет сделать так, чтобы страшные новости шли вперемешку с весёлой рекламой и развлекательными шоу.
Также Майкл Майнер утверждает, что его впечатлила сцена с Алексом, которого русский мальчишка подорвал в сортире.

Заводные (1980)
В 1979-м Верховен снял спортивную драму «Заводные» о молодых мотоциклистах-лихачах, юношах из рабочей среды. В этом фильме звёзды голландского кино уступили место молодым, сыграв при этом второстепенные роли. Роттердам был показан городом блистательного порока, диско, мрачных окраин. Экстремальный спорт, драки и безумная езда — отчаянная попытка молодых людей найти себя и не умереть от скуки. Зрителям же было не скучно, но страшно. Верховена клеймили за неуважение к женщине, за полупорнографические сцены однополого секса и конечно же за насилие. Местные консерваторы дошли до того, что учредили «антилихаческий» комитет.
Значимой для Робокопа стала сцена, когда тренировку Ханса и Геррита тайком снимает телевидение, а потом Геррит с ведущим садятся в операторскую машину и начинают угорать над Хансом. А через несколько дней всё это показывают по ТВ с наложенной поверх забавной музыкой.

Четвёртый Мужчина (1983)
Триллер по книге Герарда Реве, живого голландского классика с такой же репутацией несносного провокатора (алкоголик, мизантроп и открытый гей, не чуждый богоискательства). «Основной Инстинкт» был своего рода американской версией «Четвёртого Мужчины» - похожая на кошмарный сон мистическая история о роковой блондинке, любовь которой грозит смертью. Верховен все откровеннее обращался к теме таинственной власти секса над человеком, параллельно размышляя о религии, которая обычно в его фильмах оставалась фигурой умолчания. Феномен веры в экранизации Реве оборачивался ужасной стороной: религиозное чувство оказывалось сублимацией сексуальности, и все вело к кошмару и безумию. Верховен вскрывал изнанку европейской культуры, ее верований и комплексов, и не собирался останавливаться.
Верховен и его постоянный сценарист Герард Сотеман внесли в фильм довольно много дополнений, сама книга была небольшим произведением.
Главного героя постоянно снимает на камеру его новая таинственная знакомая по имени Кристин, вскоре он находит другие её съёмки. Она снимала на камеру всех трёх своих ныне покойных мужей. Посмотрев в нетрезвом состоянии все домашние фильмы этой женщины, через некоторое время он в ужасе понимает, что четвёртым мужчиной станет он или же объект его вожделения Херман — любовник Кристин.
--------------------------------------------------------------------------------
Пол Верховен придумал следующие элементы и сцены для сценария Робокопа:
  1. Мужчины и женщины во вселенной Робокопа вместе переодеваются и принимают душ.
  2. Робокоп стреляет в преступника через платье женщины, которую тот держит в заложниках, и попадает ему в пах. Фактически сцену придумал Ноймайер (он объясняет это тем, что Робокоп хорошо знает анатомию), но первоначальная идея была Верховена.
  3. Робокоп посещает свой дом, который опустел, и в его сознании происходят вспышки воспоминаний. Первоначально на этом месте была сцена, похожая на ту, что позже будет в Робокопе-2 — киборг приезжает к своему дому, видит издалека жену и сына, но они его не узнают. Робокоп уезжает, но за машиной начинает бежать его пёс — единственный, кто узнал в нём Мёрфи. Робокоп останавливается и выходит из машины навстречу собаке. Сцена показалась режиссёру слишком сентиментальной.
  4. ED-209 угрожает расстрелять человека за любое мелкое нарушение. Конкретно в фильме он собирается расстрелять водителя за неправильную парковку, если тот не уедет через двадцать секунд. Это сатира Верховена на американское общество, повернутое на огнестрельном оружии. Первоначально ED-209 был придуман Ноймайером и Майнером лишь как неуклюжий робот, который постоянно даёт сбои.



Комментариев нет:

Отправить комментарий